пятница, 8 января 2016 г.

*TED, еда и мировоззрение.

Вот не знаю, как у вас, а у меня есть это настойчивое желание становиться лучше (вообще-то, я думаю, оно присуще большинству людей). Оно так и зудит, так и свербит. И оно всегда зудело и свербило. Только с годами (и с мозгами, видимо) я начала-таки делать шаги к тому, чтобы стать "лучше". Стремиться, конечно, можно и к святым, но с меня хватает стремления к Лучшей Версии Самой Себя (Perfect-Self). 
Однако, бывает, что стремление присутствует, а ресурсов не хватает. Или не хватает понимания того, в каком направлении двигаться. Или ещё чего-то.
Я вообще, как вы заметили, люблю поразмыслить о чём-нибудь. Ещё бы научиться любить делать!.. Но это уже другая история...

Когда-то.

Я всегда считала себя любительницей всякой живности. Но считать-то можно себя кем угодно, хоть Элвисом Пресли, хоть королём. Другое дело - твои поступки. По ним тебя и судят, да и себя бы неплохо начать по ним трезво оценивать.
Я всегда любила живность и уважала Greenpeace, не носила мех и кожу (сначала-то, конечно, потому что денег не было, а потом уже из-за мировоззрения), порывами приносила домой котят, подкармливала наших младших братьев на улице и т.д. И всегда думала, что однажды "вот-вот и стану вегетарианкой". Очень уж я вегетарианцев уважала и поддерживала их идею. Но у самой никогда не хватало силы воли хотя бы попробовать начать это дело, да и было откровенно лениво заморачиваться.

Потом.

Когда я приехала в Ирландию, одной из моих соседок оказалась Лаура-вегетарианка ("part time vegetarian" - звала она себя подслушанным по радио определением). Я также полуосознанно стала реже покупать всякую ветчинку и колбаску в магазине. А потом встретила его самого, который был вегетарианцем с 18 лет и поняла - либо сейчас, либо никогда.
Началось всё с совместных обедов с Лаурой и ужинов с Клаудио. Оказалось, что мир вегетарианских блюд безумно интересен и разнообразен (раньше меня "останавливали" печальные картнинки "Лена и морковка на ужин", "Лена снова ест салат","Лена давится картошкой"). Иногда я всё ещё покупала какой-нибудь сэндвич с грудинкой или раз в пару месяцев устраивала торжественный (и секретный) поход в МакДоналдс (вместе с Лаурой, потому она и part time).
Незаметно в моей жизни осталась только рыба (даже и та - ограниченная - тунец и лосось), а всякие морские продукты я и так никогда не любила.
В какой-то момент я поняла, что мне прекрасно и без мяса. Мне кажется, это было где-то полгода спустя моего переезда в Дублин. Никому особо не рассказывая, я стала считать дни "без" и прислушиваться к себе. 
Прошёл месяц, другой.
Я чувствовала себя на все двести, очень похудела (1е фото - январь 2013, 2е - лето 2015; кликабельно). 


Потом переехала в Камбоджу, где не есть мясо оказалось ещё проще! Когда видишь все эти развешенные вдоль пыльных дорог куски непонятно кого, облепленные мухами и ещё боги знает чем, у тебя нет никакого желания съесть котлетку. Однажды я, каюсь, съела хот-дог, потому что ощущала нечеловеческое бессилие и апатию и думала, что это из-за несбалансированного питания (ведь мало просто перестать есть мясо, нужно начать есть другие продукты, в которых содержатся те же витамины, а в Камбодже по началу с этим были проблемы). Кстати, тот хот-дог я даже не доела, а сосиска на вкус была скорее сделана из бумаги.
Рыба в ресторанах всегда подавалась речная, странная по вкусу и с миллионом костей, поэтому её я тоже есть перестала. Со мной оставался только тунец, и тот - консервированный.
Начала замечать за собой, что мяса ну вот вообще не хочется. Иногда я могла унюхать запах жаренной курицы, и он не был уж совсем неприятным, но фантазии о том, чтобы съесть что-нибудь мясное почти вызывали тошноту.
Прекрасным вдохновением для меня послужил мой любимый тофу, на который можно было заменить почти любое мясное или рыбное блюдо.
В России, конечно, я налегала на сёмгу, уж очень я её люблю, да и, по сравнению с забугорными странами, её можно себе позволить иногда (а "позволяла" мне моя любимая мама, которая обожает меня подкармивать, как это водится у всех мам).

Сейчас.

Я с удовольствием изучаю рецепты вегетарианских блюд, с любопытством выискиваю новые вкусняшки в ресторанах разных национальностей. Я пристрастилась к индийской, марокканской кухням, которые просто-таки рай для мясонеедов!
Я пытаюсь питаться правильнее, чем бОльшую часть моей жизни, даже если финансово это не так-то легко. Может быть, однажды я перестану есть молоко и яица, но пока что от них я не готова отказаться.
Рыбный рацион стал очень редок и мне искренне хочется свести его к 0, но при этом сохранять в порядке свой организм.

Почему?

Первый вопрос, который тебе задают, когда ты говоришь, что не ешь мясо.
Во-первых, сострадание и моральные устои. У меня и в мыслях нет никого этим грузить, но если спрашивают - отвечаю. Сдержанно, кратко. Потому что в моём понимании животное производство в наши дни - это жестокость ради ничего. Для меня есть огромная разница между жизнью в деревне и содержанием животных на ферме ради выживания и многочисленными фабриками, принадлежащими корпорациям, которые плевать хотели на животных, на качество мясной продукции и, соответственно, на потребителей и мир вокруг.
Во-вторых - про мир вокруг и про загрязнение окружающей среды. Да, для меня это тоже оказалось сюрпризом, но производство мясной продукции наносит гигантский урон окружающей среде. Это касается как выбросов в атмосферу миллионов заводов, так и вырубкой лесов ради посева кормов для выращиваемых на убой животных. В рунете не так много информации по этой теме, но всегда можно использовать Гугл-переводчик, правда? Вот ссылка, например.
В-третьих, я чувствую себя офигенно! Я вполне допускаю мысль, что моё тело никогда особенно не нуждалось в мясе, поэтому с радостью без него обходится. Это касается, прежде всего, конечно же похудения - извечной девочковой проблемы. Я ни в чём не ограничиваю себя, если мы говорим о еде, специально. Мне просто не хочется себя пичкать ничем мясным или "вредным" (сказала "прощай" фастфуду). Не по теме, но даже сладости я перестала есть по принципу "вижу - знаю, что вкусно  -ем", скорее "вижу - думаю, насколько сильно я люблю это - ем/не ем". В итоге - я ем всё, что хочу, а весы замерли на одной цифре. И это великолепно.

Как реагировать на этот пост?

Искренне. Но уважая мои границы.
Я понимаю, многие устали от этого вида "типичного вегетарианца", который раскрывает пальцы веером и рассказывает о том, что он достиг дзена, отказавшись от мёртвых животных в своём рационе. Я с удовольствием делюсь практическими, хоть и субъективными плюсами отказа от мяса - 1) ощущение морального удовлетворения 2) забота об окружающей среде 3) собственное прекрасное самочувствие. Я также верю и в энергетическую составляющую, конечно, но она ближе к философским мыслям, и эти личные моменты я оставлю для себя (каждому своё, не так ли?)
Я никого ни к чему не призываю, но хотела бы дать другим людям (особенно тем, кого я люблю и уважаю) пищу для размышления, поделиться тем, во что я верю. Ведь именно таким образом - делясь мнением и информацией, рассуждая,  - мы делаем друг друга чуть-чуть лучше, раздвигаем рамки наших миров, обогощая их.
Для многих людей отказ от мяса - это нечто на грани невозможного, неважно, из-за силы воли ли, отсутствия мотивации или медицинских показаний. Но я искренне верю, что мясо в том сумасшедшем количестве, которое сейчас производится, человечеству не нужно. Простая арифметика - если каждый человек уменьшит количество употребляемого мяса хотя бы в два раза (есть мясо два-три дня в неделю вместо пяти-шести), мясная индустрия сократит своё производство (спрос=производство), и мы все от этого выиграем (в глобальном плане  заботясь об окружающей среде, в индивидуальном - о своём здоровье).
Глупость - отказаться от мяса из-за чужих верований, если твоя мотивация ничем не подкреплена. Глупость - отказаться от мяса с бухты барахты, не слабансировав своё питание. Всё это будет иметь последствия, конечно же.

Этот пост меня сподвигло написать вот это TED-видео (я обожаю их видео, их статьи, их идею). Пока что только на английском.

 

Оно любопытное, интересное, глубокое и заставляет задуматься о многих вещах. Оно не о вегетарианстве. Автор (эколог, который не первый раз выступает на TED, про него можно почитать в Вики) задаёт публике вопросы, на который каждый способен дать ответ самому себе, даже не озвучивая. И подумать.
Я, например, подумала о том, что смогу прожить и без тунца, если это даст мне возможность чувствовать себя морально лучше и, может быть, сократит добычу этой рыбёшки на 0,000..(много нулей)..001 процент.
А вы?...

Ваша Солнечная.

P.S.
Самое интересное, что начиная с чего-то одного, ты обнаруживаешь себя в ситуациях, когда ты начинаешь делать намного больше задуманного. 
Например, начиная заморачиваться об окружающей среде, ты вдруг ловишь себя на мысли, что по-другому относишься к другим вещам - выключаешь воду, когда чистишь зубы (казалось бы, какая малость!.. а такая крутая привычка в глобальном плане), меняешь своё отношение к секонд-хендам (это не только дёшево, но ещё и полезно), полуосознанно переводишь свои привычки в более "экологичные", и в целом - внимательнее относишься к себе, к природе, к животным и, конечно же, к окружающим людям (и все в выигрыше!). 
Моя Perfect-Self ещё пока вне зоны досягаемости, но я знаю, что она вполне реальна и однажды я увижу её в зеркале.

7 комментариев:

  1. Я жила в Индонезии последние полгода и, конечно, не ела мясо, потому что там тофу и темпе (ммммм). Всем говорила, что я вегетерианец, потому что так стразу понимают и больше не предлагают :) В России ем мясо редко, скорее проблема в супах. Рыбу ем при возможности.
    Намного легче делать в компании вегетерианца со стажем, а то поначалу тоже была картина "опять моркова" в голове. Но это уже вопрос насколько сильно ты этого хочешь и почему :)
    Спасибо за видео и за опыт, буду больше увлекаться рецептами и овощами.

    ОтветитьУдалить
  2. Я тебя прекрасно понимаю. Я из мяса ем пока только курицу. Планирую отказаться и от нее в ближайшем будущем. Перехожу на рыбу потихоньку, хотя раньше ее не любила. Потом взяла и заставила себя ее полюбить. Единственное, полным вегетарианцем никогда не стану, поскольку молочные продукты - это мое всё: молоко, творог, йогурты - я без этого обойтись не смогу )))) Но могу сказать, что с общество странно реагирует, если говоришь, что не ешь мяса. Начинают сразу присаживаться "на умняк" и рассказывать, что мясо - это белок, и ты себя уморишь до смерти и прочее. Начитались статей заказных в интернете и теперь поучают )))
    А на счет того, что когда зубы чистишь или голову моешь, воду выключаешь - у меня это началось неожиданно для меня самой, просто руки сами в один момент стали это делать. Теперь уже привычка ))
    Еще бы всех обязали мусор сортировать, как положено - я была бы счастлива )))

    ОтветитьУдалить
  3. Я тоже part time vegetarian , мои твердые правила это не покупать мясные продукты,чтобы не поддерживать индустрию,не готовить мясо,т.е готовить только вегетарианскую или веганскую еду (кстати вы правы вегетарианская кухня довольно разнообразна ,главное не лениться пробовать искать)почему part time,Потому что когда приходишь к родителям или очень голоден а еда уже готова,я ем мясо.ну раз уж есть это мясо то сьешь,какая разница есть или выкинуть,все равно животное не спасти.Мое поведение направлено скорее на то чтобы не быть потребителем мясной индустрии( не приносить прибыль )и кормить себя и других вегетарианскими блюдами доказывая тем самым что она очень даже вкусная (ну это уже зависит от ваших скилов))а не на то чтобы не есть мясо из соображений здоровья и не есть мясо вообще,ну лежит мясо ,есть голод ну сьешь его,че пропадать.Но конечно в целом мясо я ем редко,т.к живу одна в своей квартире и никто мне его не запихивает.кстати правило 1 ,где не покупать мясо,в кафе и ресторанах мясо не заказываю)одно и то же по сути же

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо, что поделились! мне кажется, это вполне рациональный подход, который доступен любому мясоеду

      Удалить
  4. Лена, привет! Спасибо за твои мысли по этому поводу, очень за тебя рада!:) Кратко моя история - около четырёх лет назад (сейчас мне 24) как-то извне пришло осознание мне, парню и ещё нескольким друзьям, причём всем независимо друг от друга (как потом выяснилось, это у всех случилось примерно в одном возрасте), что не хочется есть мясо, что как-то это дико. Я вообще никогда в жизни не брала его сырым в руки, вот такая была "фобия", но как потом решила - вполне нормальное отношение. Так вот у меня прошёл гастрит, стоило только некоторое время не поесть животной пищи и много ещё всевозможных плюсов (моральных), но это долгая история) В общем, ты добрый и хороший человек и рассказываешь так, что кто-то так точно задумается (ну это не только этой статьи касается;)
    Конец тирады)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо за свою историю))) и просто спасибо!

      Удалить