суббота, 9 мая 2015 г.

*Опыт преподавания в Камбодже.

Как-то раз я уже рассказывала о том, как устроиться учителем в школу английского языка в Камбодже - для тех, кому интересен вопрос "как уехать жить и работать в Камбоджу?". Также меня попросили рассказать о том, как проходит обычный день в кхмерской школе и особенности преподавания, когда ты и твои ученики не говорите на одном языке.

Как устроиться учителем если ты не native speaker?

Ещё раз, преамбула, так сказать - я не преподаватель. Да, я закончила педагогический университет, и я особенно выделила это в своём CV, но моей специальностью является социальная работа. У меня был опыт с детьми во время университетской практики плюс я вожатила в летних лагерях. Также я работала в школах английского, но не учителем %) Но в CV этот опыт также хорошо смотрелся - мол, знаю школьную "кухню" изнутри.

В любом случае, я уверена на 99% что это не сыграло особой роли. Решающие факторы - наличие уверенного разговорного английского и отсутствие сильного русского акцента. Если Вы обладатель европейской внешности (светлой кожи, например), да ещё и девушка - Ваши шансы повышаются. Если у Вас хромает грамматика высоких уровней - всегда можно устроиться в детский сад/Kindergarten и учить детей алфавиту и цифрам (о нюансах работы с малышами - ниже).

Могу сказать, что в Пномпене школа, где я работала, была очень хорошего уровня. Но там меня и взяли в отделение детского сада/kindergarten (от 4х до 6 лет), не уверена, что они набирают на более высокие уровни не native speakers. Вместе со мной в садике преподавали как нэйтивы, так и ребята из Германии, Испании, ЮАР и, конечно,  с Филиппин.
В Сием Рипе мои школы были попроще, много преподавателей со всего земного шара - Польша, Нигерия, Индия. Зарплаты меньше.
В школы действительно высокого уровня (они обычно имеют слово "International" в названии), можно попасть только имя на руках сертификат TOEFL/ESL или с дипломом учителя английского языка, причём, разумеется, предпочтение будет на стороне нэйтивов.

  

Как проходит день в камбоджийской школе?

В каждой школе своё расписание, разумеется. 
Неизменно то, что дети учатся в две смены - утреннюю и дневную. Утренняя смена может начинаться с 7:30-8:00 утра, в среднем она длится 3-4 часа (то есть 3 или 4 урока соответственно,). Дневная смена начинается в 1-2 дня, количество часов обычно такое же, как в утренней смене.
Перерыв между сменами 2-2,5 часа, и это будет Ваш перерыв на обед.
Одно занятие длится около 40-50 минут, 10-15 минут перерыв.
Государственные школы также открыты и по субботам, частные - в своём большинстве - нет. Ребёнок может учиться в гос.школе утром, а днём идти в частную и наоборот. Или учится в две смены в частной школе - утром по английской программе, днём по кхмерской.

Ещё, по какой-то неведомой и необъяснимой для меня причине в гос.школах каждый месяц детям разрешено менять время класса - утро или день. Соответственно, и в Вашем классе в одном месяце ученик ходит в утреннюю группу, а в следующем в дневную, поэтому для школы часто важно, чтобы утреннюю и дневную смену вёл один и тот же учитель по одной и той же программе. Поэтому full-time/учителя на полную ставку в приоритете.

Какие предметы обычно преподаются?

Есть школы, где преподают только английский; есть школы, где вкупе с английским языком на нём же преподаются различные предметы - например, Математика/Math, Социальные науки/Social studies), типа нашей физики, только попроще/Science, Искусство/Art и т.п. И, конечно, английский разделятся на Письмо, Грамматику, Чтение и т.д.

Как преподавать математику, например? %) Очень просто... Открываете учебник (математику я преподавала элементарную), учите =D Закрываете учебник. Всё равно школа не будет требовать от Вас матан, ведь главным предметом всё равно является английский.

Как готовиться к уроку?

План урока составляется учителем. У Вас будет определённый curriculum/учебный план, составленный Head teacher/завучем, которому Вы должны следовать (какие темы нужно осветить в эту неделю, какие страницы учебника пройти).
Во многих школах (особенно в тех, что попроще) Вам также придётся самостоятельно находить и распечатывать дополнительные материалы. В интернете полно соответствующих ресурсов, так что с этим проблем не будет. И Вы удивитесь, как много можно всего найти, написав грамотный запрос в google.

В одной (не самой хорошей, прямо скажем) школе руководство очень раслабленно относилось к следованию учебному плану, у учителей была полная свобода, и мне нравилось устраивать какие-нибудь интересные внеплановые занятия - я рассказывала детям про полезную еду, правила пожарной безопасности, про Солнечную систему; мы смотрели интересные познавательные передачи. Детям было безумно интересно, потому что почти уверена, что они слышали об этих вещах впервые в жизни.
 Количество детей в классе?

В школах попроще количество детей в классе может доходить до 30, в школах поприличнее 10-15. Соответственно, зависит также от возраста учеников - детей младшего возраста намного больше, чем детей старшего возраста. Все классы с программой яслей/Nursery, детского сада/Kindergarten и дошкольной/Preschool обычно заполнены до максимума.
Не так сложно преподавать классу, в котором 20-25 учеников, если они в возрасте от 7-8 лет и старше. Они бодро разговаривают по-английски, понимают услышанные и прочтённые задания и не требуют так много персонального внимания, как малыши. В классах с пупсами от 3 до 6 лет, 15 детей в группе - уже потолок. Оптимальное количество для качественного обучения - около 10, не больше. Вообще, во многих странах (например, в Тайланде и на Филиппинах) работающими с дошкольниками/Nursery, Kindergarten и Preschool учителя имеют более высокие зарплаты, так как маленькие дети требуют намного больше энергии, терпения, усилий и тогдалее.

Что насчёт зарплаты?

Существует как почасовая оплата (по Пномпеню в среднем - 10-12$ в час, в других городах может быть 6-8$), так и оклад. Многие предпочитают оклад по той причине, что в Камбодже очень много (прямо как в России *) официальных праздников, и школы закрыты. Летом, тем не менее, у детей никаких продолжительных каникул нет.
Средняя зарплата в месяц по Пномпеню - 1100-1300 $ . Чем больше у Вас опыта, чем дольше Вы преподаёте в одной и той же школе (продлеваете контракт), тем выше и Ваша зарплата.
В Сием Рипе средняя зарплата 800-1000 $.
Количество  рабочих часов раз на раз не приходится. Я работала и 5 часов в день, и 8. В последние месяцы жизни в Камбодже я перешла на неполный рабочий день/part time и работаю всего 3,5 часа, но в яслях/Nursery (а это значит, что все эти 3,5 часа я неплохо так сжигаю калории, мягко говоря). 8 часов в день преподавания - это очень, очень утомительно, качество работы страдает катастрофически, по вечерам вымотан и не остаётся ни сил, ни времени на личную жизнь. А если Вы работаете с маленькими детьми, то это ещё в два раза утомительней. Подходите к этому с умом, рассчитывайте свои силы и подумайте о том, приехали ли Вы зарабатывать деньги или ради чего-то ещё?
Проблемы взаимопонимания или как общаться с детьми, когда вы говорите на разных языках?

Вы удивитесь, но камбоджийцы в целом и в особенности дети, учащиеся в частных английских школах очень хорошо разговаривают на английском. В течение занятий детям запрещено разговаривать на родном языке. И они, поверьте, вполне спокойно и уверенно разговаривают только на английском. Их словарный запас довольно ограничен, но большинство богатых семей отдают детей в школы в очень раннем возрасте (с 2х лет!), и они своими познаниями ещё не единожды Вас удивят.
Малыши детсадовского возраста, конечно, на английском ещё не разговаривают. Поэтому приходится включать язык тела*) и использовать свои артистические навыки на 200%. Можно показать детям новое слово на распечатанной карточке/flashcard или с помощью жестов. Лучше, разумеется, совместить. Ваше тело - Ваш главный инструмент: интонации голоса, мимика, руки-ноги, всё подключается к работе! Не забывайте про аудио и видео материалы, они намного упрощают задачу. Хороший учитель, мне кажется, в душе настоящий актёр %)

Преподавание малышам (Nursery, Kindergarten).

На данный момент я работаю с детьми от 3х до 5ти лет. Мои главные помощники - наглядные пособия/flashcards, песни и обучающие мультики (в основном, музыкальные клипы). Чем ярче и зажигательнее - тем лучше. Дети очень легко учат песенки. Будет здорово, если разные слова и выражения будут сопровождаться соответствующими движениями. Это позволит Вашим ученикам быстрее запоминать новое, изучать язык. Ну и это просто весело %)
Главное правило - менять вид activity каждые 10-15 минут, потому что дети очень быстро теряют внимание и начинают ёрзать, дёргать друг друга и тогдалее. С этим мало что можно поделать, ведь на то они и дети. Поэтому если Вы работаете с маленькими детьми, запаситесь терпением и добротой.

От детей этого возраста ни школа, ни родители не будут требовать безупречные знания. Если ребёнок выучил в свои 3-4 годика песню с алфавитом, умеет говорить Hello и Thank you, это уже прекрасно. Так что пение песенок, танцы, игры, рисование, поделки своими руками - это то, чем мы в яслях/Nursery как раз и занимаемся.

Трудности?

Очень, очень индивидуальны и зависят, как от Ваших личных качеств, качеств ребёнка, так и от количества детей в классе, их возраста и политики школы.
С малышами главная проблема - дисциплина, удержание их внимания на предмете, коммуникация - понял ли ученик, что ты от него хотел и извлёк ли что-нибудь из урока.
С детьми постарше - поддерживать их интерес к изучаемой теме, преподносить материал как можно более интересно.
Из не самых серьёзных трудностей - запоминание иностранных имён *)
Хочу сказать (напомнить?), что дети намного легче усваивают материал, если он преподносится в виде игры. Не изучайте учебник досконально, это очень скучно. Во многих случаях учебник выбран школой потому что он "из той самой Великобритании", а не потому что он реально интересный и соответствует возрасту учеников/их уровню английского.

Нюансы преподавания в Камбодже.

Кхмерские дети с удовольствием участвуют практически во всём! Они всегда тянут руку, горят ответить на заданный тобой вопрос, написать что-нибудь на доске, сделать задание первыми, похвастаться домашкой... Они любят петь и танцевать, как девочки, так и мальчики - то же самое и с рисованием, и с craft/поделками. Мне кажется, им очень не достаёт творчества как в обычной школе, так и дома, поэтому они с удовольствием включаются во все интересные мероприятия.


Любят копировать друг друга, списывать, конечно. 
Но довольно уважительно (до подросткового возраста, по крайней мере) относятся к учителям-иностранцам. Хотя этот пункт целиком и полностью зависит от Вас.

Для меня самым тяжким испытанием является то, что дети очень много дерутся. Не буду расписывать, как важны для кхмеров дети, но они их лупят. И лупят очень сильно, и лупят в большинстве семей, вне зависимости от достатка. Учителя детей тоже лупят, поэтому в любой частной школе в Вашем контракте будет обязательным пункт "Не бить детей". Но дома они всё равно своё получают, приходят в класс и начинают лупить своих одноклассников. Малыши, которые ещё не понимают, что к чему, и Вас тоже будут пытаться и лупить, и кусать... И большинство из них также привыкли к тому, что дома на них орут, так что приготовьтесь запастись тоннами терпения.

Мои итоги.

После моего годового опыта преподавания, я преклоняюсь перед всеми учителями мира и с теплотой вспоминаю своих. Не каждый человек способен стать учителем, я уже не говорю про то, как нелегко быть хорошим учителем.
Я не преподаватель и понимаю, что в моей работе много косяков, ведь я никогда не изучала методики преподавания иностранного языка плюс очень многое приходит с опытом. Но я пытаюсь относиться к детям с добротой и искренне люблю с ними работать, хотя иногда даже у такого терпеливого человека как я срывает крышу (бывают лёгкие дни, бывают неочень).



Самое большое наслаждение - видеть, как дети, которых ты начал обучать пару месяцев назад, реально показывают достойные результаты. Самая большая награда - видеть и чувствовать, что они тебя любят %) 
Я с нетерпением жду, когда я закончу свой учительский год и вернусь к более интересным (лично для меня) занятиям. Этот опыт был колоссальным, как в моём волонтёрском проекте в Пномпене, так и во всех частных школах. 
И я буду безумно, бесконечно скучать по своим ученикам, потому что кхмерские дети это просто что-то с чем-то *) Эти солнечные улыбки запомнятся на всю жизнь.


Спасибо за внимание! Спасибо за Ваши письма и сообщения!

С теплотой,
Солнечная.

Комментариев нет:

Отправить комментарий